Родителям на заметку К.О.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД №8 "ЯКОРЁК"

Родителям на заметку

 

  ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. 

Умение сосредоточится на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

У маленьких детей фонематический слух развит недостаточно, но его можно развивать с помощью специальных игровых упражнений.

 Игры для развития слухового внимания.

«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

«Тихо - громко». Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает руки верх и машет ими, если тихо – держит руки в покое на коленях.

«Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза, взрослый тихо встаёт слева, справа, позади ребёнка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик.

  «Угадай, кто сказал». Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок показывает соответствующего героя на картинке.

 Игры на развитие фонематического слуха.

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны быть изображения предметов, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести это слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе называют слова.

Примеры: бочка – почка, коса – коза, лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.

«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может быть с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Звуковые песенки». Взрослые предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа: АУ – кричат дети в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребёнок. Как мы удивляемся? - ООО! т. п. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно проговаривая его, затем – второй.

«Кто первый?» Взрослый показывает картинку (предмет), название которой начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребёнок чётко называет то,

что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например:

«У – у – удочка».

 

 

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Какие игры и упражнения могут помочь маленьким ручкам стать совершеннее?

Предоставьте ребёнку возможность играть со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробками, банками, флаконами, бутылками, кусочками тканей, палочками. Достоинством игр с предметами домашнего обихода является то, что для проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия.

- Для развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупы. Подберите пуговицы разного размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребёнка сделать то же  самостоятельно.

- Возьмите яркий поднос. Тонким слоем равномерно рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы, буквы.

- Предложите ребёнку фасоль, бусинки, пуговицы. Их можно пересыпать перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую баночку с пластмассовой крышкой и сделайте нужное отверстие).

- Рисуйте различные фигуры: прямые и волнистые линии, круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Во время рисования можете комментировать то, что рисуете.

- Давайте ребёнку пластилин. Разомните до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Эти кусочки можно называть как-нибудь (конфеты, булочки) и «складывать» их в нарисованную на листе бумаги корзиночку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно прикреплять к нему разные мелкие предметы (фасоль, пуговицы, бусины и т. д.).

- Обязательно играйте с ребёнком в пальчиковые игры. Ежедневно полезно выполнять активные упражнения для развития пальцев рук.

- Необходимо давать ребёнку не только ножницы для вырезания разных форм, но и пусть он рвёт руками картинки из журнала или газеты – как получится; и наклеивает вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. В итоге может получиться осмысленный коллаж.

- Для развития рук ребёнка хорошо подходит разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики: застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнурование ботинок, нанизывание колец на тесьму, мозаика, игры с конструктором, собирание пазлов.

Занимаясь с ребёнком, не устраивайте уроков или занятий. Просто играйте с ним искренне и непринужденно.

Литература:

Л. С. Вакуленко, Н. Е. Вакуленко, Е. С. Васильева

Консультации логопеда

СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

 

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно развивать речевое дыхание. Речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

Отрабатывая правильное речевое дыхание нужно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3. Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. Не поднимать плечи;

5. Не надувать щеки при выдохе;

6. Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз;

7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не опускать плечи)

8. Проводить упражнения  по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. Помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

 

Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:

«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами,  понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

 

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

 

 «Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

 

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

 

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

 

«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешены  на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

 

«Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

 

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.

 

«Пароход гудит»

Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.

 

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

Дата последнего обновления страницы 02.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения